Мое понимание искусства фехтования

Сейчас в нашем городе Санкт-Петербурге создано уже немало школ фехтования с различными направлениями деятельности. Кто-то увлечен рыцарством, другие практикуют HEMA, есть и спортивное фехтование для взрослых, а также чисто сценическое направление в искусстве фехтования. искусство фехтованияВ студия фехтования «Силуэт», где я прошла путь от ученика до инструктора и организатора фехтовальных мероприятий, при подготовке фехтовальщика уделялось внимание безопасной работе без защиты в системе полной импровизации, что категорически запрещено на фестивалях сценического фехтования. В чем же сложность фехтования без защиты? Стоит ли вообще этому учится? Многие могут подумать что такое фехтование бессмысленно, т.к. отсутствует простая и явная цель — победа, нанесение укола-удара. Нет ощущения «боевого драйва», соперничества. А сложность тут именно в обучении, в мышлении фехтовальщика. Нанести удар легче, чем контролировать доставку, т.е. вовремя остановить клинок или удар преобразовать в защиту, научится избегать обоюдных неподготовленных атак. Что может быть интересного в фехтовании без защиты, но с контролем над доставкой клинка до поражаемой зоны оппонента? Ведь внутри этого процесса нет яростного боя, где требуется победа любой ценой, хотя со стороны зрители могут наблюдать другую картину. Внутри это процесса совсем другие ощущения, ощущения совместного творчества. Удивительной способности создавать здесь-и-сейчас красивые фехтовальные фразы, полноценно ощущать себя, свое тело в пространстве-и-времени, контролировать эмоции, одновременно анализировать боевую ситуацию и от все этого творческого процесса получать удовольствие. Фехтовать без защиты можно лично для себя (и партнера конечно). В таком случает театральность не нужна, зато 100-процентное фехтование. искусство фехтованияВ сценическом фехтовании при работе на публику на первое место  выходит артистизм, сценарий-задумка, а само фехтование может занимать и не более 10 процентов. Добиться фифти-фифти — одна из самых сложных задач для фехтовальщика, который работает в импровизационной манере, т.е. без заучивания наизусть всех действий с партнером. И даже если это фифти-фифти получится достигнуть, останется неудовлетворенность в фехтовальном смысле, т.к. все-таки, 50 процентов — этого мало. Зато понравится всем, даже очень критичным зрителям. Так вот гармония на мой взгляд — это когда нравится и тебе, в тот самый момент когда ты находишься в самом процессе, а также потом при просмотре видео-записи; и одновременно всем зрителям. Этой гармонии можно достигнуть с партнером, готовым потратить значительное количество времени на то чтобы сработаться, начать чувствовать друг друга во время боя: передавать инициативу и в нужный момент ее перехватывать обратно. С Артемом Шабановым  нам удалось в этом смысле осуществить несколько интересных фехтовальных проектов. Творческая, серьезная сценическая работа ощущается в партнерстве с Михаилом Федоровым. Фехтование такого рода можно сравнить с парным танцем. Правда в отличии от танца, в импровизационном фехтовании ведущий и ведомый могут и должны меняться. Вам может показаться что в таком фехтовании вообще отсутствует дух соперничества… На самом деле это совсем не так! Да, в отличие от реального боя, присутствует игра, т.е. желание продлить бой как можно дольше, но боевой дух при этом никуда не девается, он просто, как бы это сказать, становится более дружелюбным. Для тех кому интересна такого рода деятельность, кто готов много и усердно работать, буду рада пообщаться.

Уроки фехтования; запись на видеоУроки; фехтовальные эпизоды из фильмов.