Благородное воспитание
«Совесть, благородство и достоинство, вот оно святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь!» (Булат Акуджава).
Благородное поведение, благородство в душе. Что это такое? Чем характерно, что особенного и откуда оно берется? Нужно ли оно сейчас, когда все нивелировано и упрощено….
Каким же способом в обществе пытались ввести все эти понятия о благородстве?
На память приходит слово Куртуа́зность (от фр. cour — двор, англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), как набор качеств, которыми должен обладать придворный. Понятие этого появилось в Средние века и стало основой рыцарского поведения в XII-XIII вв. Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи. В современном мире слово «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения.
Почему так произошло? Почему плюс сменился на минус? Неужели только из-за того что исчезли сословия, и теперь как-бы все равны … Да, сейчас мы можем наблюдать «свободное поведение», с основным девизом «никто никому ничего не должен».
Из религиозных и философских учений известно так называемое «Золотое правило нравственности», которые звучит примерно так: «поступай с другими также, как хочешь, чтоб поступали с тобой». На первый взгляд данное правило и правда вроде элементарное, но на практике…. Возможно потому что не все ему следуют, или каждый понимает по своему, или не знают что и как вообще хотят от себя и от другого… Отсюда вступает в силу метод «проб и ошибок», типа «попробую сначала так, посмотрим, может понравится».
В «списке предметов», преподаваемых дворянским детям мы находим следующие дисциплины: музицирование, иностранные языки, стихосложение, верховая подготовка, танцы и фехтование. Все это вместе и каждое по отдельности формировало у молодого человека специфические навыки: изящный манеры, умения вести себя в обществе, развитие выносливости и ловкости.
В советский период когда была пионерия и комсомол, какие-то понятия «достойного поведения» тем или иным образом продвигались среди молодежи. Вот пример торжественного обещания, которое давали ученики младших классов (чтобы стать «октябренком»): «Мы, вступая в ряды октябрят, перед своими товарищами торжественно обещаем: быть верными наследниками пионерских традиций; учиться прилежно, на совесть; не оставлять в беде товарищей; оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; быть чутким и отзывчивым, стараться приносить пользу своей семье, школе, городу и Родине; беречь традиции и культуру своего народа; быть честным и справедливым; расти настоящим патриотом». Правда все эти (октябрята-пионеры-комсомольцы-партийцы) социальные структуры ушли в прошлое вместе с развалом СССР…
Проблема нравственного воспитания будет актуальная всегда. Вот только как ее решать…
Научные труды Н.А. Бердяева, Г. Гегеля, С.И. Гессена, произведения писателей В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского), идеи психологов В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна), педагогические концепции Я.А. Коменского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского), насколько они актуальные сейчас…
Я уверена — возрождение традиций воспитания сейчас как никогда актуально.